Пожар среди океана - это просто
Часа в три дня вдруг раздались звонки общесудовой тревоги и объявление по трансляции: «Пожар в машинном отделении!!!» Что может быть ужаснее?
Я как раз отдыхал в каюте между вахтами, а по аварийному расписанию моё место в машине. Галопом помчался туда. Помещение дизель-генераторов в верхней его части уже заполнено дымом, валящим из-под обшивки трубопровода выхлопных газов работающего дизеля.
Быстро перешли на питание со второго ДГ, дымящий остановили, а дым продолжает валить, и я ещё удивился, как быстро он заполняет помещение, через несколько минут уже пришлось пригибаться.
Что там могло гореть?
Выхлопной трубопровод, по которому отводятся раскалённые отработанные газы, зачастую для теплоизоляции обматывается асбестом и сверху зашивается кожухом из тонкого листового металла.
Видели ли вы, как славно горит в керосинке асбестовый фитиль, пропитанный керосином?
Похоже, через неплотность фланца недогоревшее топливо и масло попадали на эту теплоизоляцию и пропитав её до подходящего состояния, в конце концов вспыхнули.
Наш старпом, здоровяк-дагестанец, прорубил в кожухе топором отверстие, а я сунул туда раструб углекислотного 8-литрового огнетушителя и щедро выпустил внутрь его содержимое. Очень быстро дымление ослабло, кожух сорвали полностью и залили смердящие гарью асбестовые ошмётья водой. Оставим в стороне неотвратимо последовавшую раздачу слонов героям происшедшего и вспомним, что ведь пожар — не что иное, как процесс окисления горючих материалов кислородом воздуха при огромном выделении тепла при этом.
Прекратить доступ кислорода к очагу возгорания, да ещё по мере возможности охладить его — вот основные принципы тушения. Что и было проделано в вышеприведённом примере.
Это тренируется наша аварийная партия:
К такому пожару, как на остальных фото, мне руку приложить не довелось, но случаи возгорания пришлось наблюдать неоднократно, об одном из них выше и рассказал.
Тут ведь что главное? При обнаружении очага первым делом доложить на мостик, а только потом кидаться на борьбу с огнём. Иначе может статься, что в одиночку справиться не сможешь, да не приведи Господь — и сам погибнешь, и драгоценное время будет упущено.
А как-то на «жабодаве» захожу с палубы в жилой коридор правого борта, где находилась моя каюта. В коридоре воняет дымом, какая-то муть в воздухе, и у каюты матроса, через одну от моей, толпится народ.
Оказалось, боец решил почаёвничать и, включив кипятильник, выскочил в столовую перехватить чего-то к чаю. А там телевизор интересное показывает. Короче, вспыхнула розетка у него в каюте, кинулись, когда дым из-под двери повалил. Был применён порошковый огнетушитель, славная вещь, кстати. Тушит здорово, но извергает тучу мельчайшего порошка, куда мельче муки.
Короче, всё содержимое его каюты было покрыто слоем этого порошка, всё, абсолютно. Перегородки между каютами, само собой, не герметичны, поэтому каюта между его и моей была загажена тоже вполне достойно.
И даже у меня в местах, где из переборки выходили трубы водяного отопления и электрические кабели, были отчётливые следы этого порошка, пришлось повозиться, вытирая его.
Граждане, не оставляйте без присмотра включённые электроприборы!
Это не последний рассказ о пожарах, с которыми пришлось иметь дело, to be continued
Автор -Места, не столь отдаленные
Наталья 3 года назад #
Очень страшно! Пожар сам по себе уже катастрофа, но когда это еще происходит в открытом море и ты понимаешь, что кроме как за борт тебе бежать некуда. Ужасно жутко.
Maximilian 2 года назад #
Пожар на море — с одной стороны и воды вокруг, а с другой и бежать не куда