Тяжёлые и весёлые мореплавания Коржикова — Я в море
Я в море Я в море

Тяжёлые и весёлые мореплавания Коржикова

Тяжёлые и весёлые мореплавания Коржикова

Сегодня я вспомню замечательного детского писателя и поэта Виталия Коржикова — тем более, что его день рождения приходится на 12 апреля. Все факты, о которых я упомяну ниже, известны давно. Но я успокаиваю себя мыслью, что всё равно будут люди, которые впервые услышат о том, как жил автор, подаривший нам весёлые мореплавания Солнышкина...

Произведения Коржикова очень автобиографичны — это первое и главное, на что я хочу обратить внимание. Помните, как начинается «Весёлое мореплавание Солнышкина»? Проводник поезда, идущего к океану, видит странную картину: большой серый мешок ожил и начал двигаться...

… вдруг он отскочил в сторону. Из-под его ног рванулся мешок, из которого появилась крепкая рыжая голова и с отчаянным криком:
«Где океан?» — повернулась к окну. Проводник оторопело упал на сиденье, а из мешка выкатился коренастый крепыш в залатанной тельняшке. Он вскочил на стол и, высунув в окно голову, закричал:
— Паруса! Впереди — паруса!..

Так ведь это Коржиков о себе мечтает: это он сам с детства грезил о море так, что в седьмом собирался сбежать от тётки в Ялту, в мореходную школу; может быть даже и в картофельном мешке.

Мальчик Солнышкин делает то, к чему писатель Коржиков пришёл намного позже: литературный герой сразу становится моряком, а автору пришлось закончить школу, выучиться на педагога, поработать учителем, журналистом… И только потом решить: «всё, точка, не вышел из меня педагог». Коржикову хотелось путешествовать по миру, но за границу его не пускали, как сына «врага народа» — поэтому в своё первое плавание будущий писатель отправился в Арктику — простым грузчиком.

Много увидел я там интересного: весёлого, трагического. И люди были замечательные: раскованные, свободные… И спасали друг друга, из-подо льда вытаскивали, и на необитаемом острове трое суток сидели во время шторма. Есть нечего, пить нечего…

Вынесенные из этого путешествия впечатления стали основой для первой повести Коржикова «Первое плавание». А значительно позже и самый известный герой писателя отправился в холодные моря, но уже на другой край Земли: в 1969 вышла книга «Солнышкин плывёт в Антарктиду».

Истории про Солнышкина родились из рассказов, которые Коржиков придумывал для своих сыновей. Первая книга не сразу пробилась в печать — рецензенты посчитали, что образ деспотичного капитана Плавали-Знаем порочит честь советских моряков.

Кто-то подсчитал, что Виталий Титович Коржиков по морским дорогам дважды обошёл земной шар. Но и на твердой земле его ждали приключения. Маленьким ребенком в поезде он познакомился в Аркадием Гайдаром:

Ночью я выскользнул из купе и пошёл по своим мужским делам. Вернулся — смотрю: вместо матери какая-то усатая морда. Ну, я заорал, сверху спрыгнул человек в галифе и шерстяных носках: «Чего орёшь?» Взял со столика апельсин, сунул мне в руку, потом отвёл к моей матери в купе… Когда мы приехали на Магнитку, было ветрено, холодно. На перроне нас встречал отец, подхватил меня на руки. Подошёл тот военный, к которому я попал в купе, поздоровался с отцом и взял меня на руки. Увидел, что я без рукавиц, достал из заднего кармана свои и дал мне. Только потом я узнал, что это был Гайдар, который приезжал на Магнитострой”…

Из-за этой истории Коржикова иногда называют прототипом то ли Чука, то ли Гека.

Видел маленький Витя и Сталина, а через много лет брал интервью у Фиделя Кастро. Он был дружен с Чуковским и Маршаком, о его стихах хорошо отзывались известные советские поэты.

Честный, искренний и неравнодушный Коржиков порой оказывался в смертельно опасных ситуациях. Однажды он вступился за человека, которого избивала целая банда уголовников.

А как-то раз он подставил под смертельно опасный удар себя, чтобы спасти чужих детей:

… матросы стали неправильно подавать корму к причалу. Я уже выпрыгнул на берег, смотрю: трос вот-вот лопнет. Хотел отскочить назад, этот трос человека пополам может перерубить, а обратно дороги нет — сзади старуха с двумя пацанами. Успел только лицо руками прикрыть. Страшный удар, крики: «Убило! Убило!» Перебило мне обе руки, ключицу и позвонок. Увезли в больницу, загипсовали, дело до милиции дошло. Команда этого катера боролась за звание «Бригады коммунистического труда». Вот они и начали все вместе говорить, что это я был пьян, сам, дескать, покалечился, а они ни при чем. Но вступилась за меня та старуха: «Он меня спас и мальчишек моих!»

Наверное, есть в жизни какая-то высшая справедливость, и человек, много делавший для других, и сам получает спасение. Одно из морских путешествий Коржикова должно было стать для него последним. Но случай сохранил ему жизнь:

Я должен был плыть в Новую Зеландию на судне «Тикси», на которое не попал по чистой случайности — жена вызвала радиограммой: «Сын заболел, слепнет, срочно вылетай». Вернулся во Владивосток и ночью по «Голосу Америки»услышал, что на рейде такого-то японского порта затонуло советское судно «Тикси». Никто из экипажа не спасся. Счастье, что я случайно уцелел…

Писатель и моряк Виталий Коржиков жил не для себя, а для других. Он часто говорил про «стержень», который должен быть в каждом человеке. Он и задачу детской литературы видел в том, чтобы сформировать в ребенке этот самый правильный «стержень».

У Коржикова такой стержень был.

А еще он знал ответ на главный философский вопрос — в чем смысл жизни. И поделился этим знанием с нами и нашими детьми:

“… Бывало, и он спрашивал: «Зачем жить?» Но после того как упал однажды за борт и тонул в море, а потом погибал среди льдов и выбрался — понял, как это хорошо — жить! Чтобы нести среди звёзд вахту, чтобы приплыть к родному берегу, сойти на родную землю и увидеть, как рады твои друзья тому, что ты вернулся и поёшь с ними песню… Нужно жить друг для друга. Чтобы было хорошо тебе и хорошо людям, с которыми вместе ты живёшь. А если сможешь, то жить так, чтобы даже потом, даже отыскав следы твоей жизни, человек тоже захотел бы совершить что-то прекрасное и прожить как следует…

Автор КОРЕШКИ да ЛИСТИКИ книги-детям
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Я окончил курсы матроса в Мурманске пять лет назад, а пошел в море, потому что устал от постоянной нехватки денег. Я работал в охране одного ресторана.
Штормовые будни яхтсмена
"...В жопу всю эту романтику. Нас размазывает по Атлантике, как мотыльков по лобовому стеклу мчащейся машины. Мы обессилено вгрыземся в лавировку, и это напоминает подъем по вертикальной скале. Метр в минуту. Ветром с волны срывает всю морось, и мы мокрые хоть дождя и нет.
Как появились мокасины-топсайдеры
Яхтенная обувь – топсайдерыКаждый человек, увлеченный яхтингом, особое внимание уделяет специальной экипировке, без которой ему будет сложно обойтись во время походов под парусом. Не последнее место в списке необходимых вещей занимает обувь.
Преступность в Антарктиде: как нарушают закон на самом незаселённом континенте Земли
В Антарктике очень мало людей, но даже среди полярников находятся преступники. Кто и как живёт в Антарктиде и какие законы там действуют Антарктида — это уникальный континент, покрывающий около 20% Южного полушария Земли.
На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываю, что случилось с предыдущим и условия работы.
Маяк Толбухин, фото автора Привет, дорогой мой читатель!Летом ваш покорный слуга ходил на лодке к одному, не побоюсь этого слова, известнейшему маяку под названием Толбухин.
Легенды советского пассажирского Флота. Теплоход "Александр Пушкин".
Сначала небольшой экскурс в славное прошлое советского пассажирского флота. Сегодня речь пойдет о знаменитом теплоходе «Александр Пушкин». Которому, кстати, проигрывали в конкуренции за пассажиров крупнейшие мировые круизные компании.
MARCO POLO. Вторая жизнь круизного лайнера «Александр Пушкин».
Новая жизнь советского пассажирского лайнера «Александр Пушкин» началась после покупки его западной круизной компанией. Советский пассажирский лайнер "Александр Пушкин" Уже под новым именем «Marco Polo» легендарный лайнер продолжил круизную традицию.
Как уйти в первый рейс и вернуться живым и здоровым, без долгов и с деньгами?
Фото из личного архива Сразу позвольте дать первый совет.Совет №1: Если Вам нужны только рекомендации по данному вопросу, можно перейти в окончание статьи. И потом прочитать её полностью.
Яхты, которые мне нравятся. Mulder Favorite
Верфь Mulder была основана в 1938 году в Нидерландах Дирком Малдером страшим.Она строила и строит моторные яхты в классическом голландском стиле из стали и алюминия. Мне интересна именно серия Favorite, в которой на данный момент имеются 2 модели: 1500 и 1700.
По дурацким законам мы должны тебя предупредить, что используем файлы cookie.