Корабельные крысы — Я в море
Я в море Я в море

Корабельные крысы

Корабельные крысы

Первый раз с корабельными крысами я столкнулся через полгода после того, как одел морскую форму. Неведомо почему, но первую корабельную практику нам устроили посреди первого курса. Хотя подозреваю, что на эсминце «Пламенный» просто были нужны лишние рабочие руки. Он стоял в ремонте и мы практиковались в надраивании плит настила и очистке нагара на оборудовании в машинно-котельных отделениях.

Поселились в одном из кормовых кубриков и матросы сразу предупредили нас: носки и форменные воротники-гюйсы на ночь кладите под подушку, иначе крысы обязательно утащат для обустройства уютных гнёздышек своим крысятам.

Полной темноты в кубриках не бывает, включается ночное освещение в виде синих плафонов. Не успели мы ещё заснуть, как по воздуховодам вентиляции и кабельным трассам заскользили горбатые тени — крысы вышли на ночной дозор. А между крайними койками и бортом было отгороженное пространство, наверно, чтобы теплее было.

Там была устроена крысиная «волейбольная площадка. Что-нибудь съедобное подвешивалось на кончике (верёвочке:) так, чтобы непросто было оторвать, и крысы азартно гоняли этот „мяч“, периодически издавая противный свиристящий визг.

Среди ночи я проснулся, что было редчайшим случаем по тем временам. Моя койка была на первом ярусе, напротив ног как раз располагался трап, ведущий наверх к входному люку. На одной из его ступеней на уровне койки сидела здоровенная крысища и внимательно меня рассматривала. Её хвост свисал до следующей ступени. Я схватил свой „гад“ и не вставая метнул в неё. Не попал, конечно, она тут же растворилась в темноте под трапом.

Вообще, корабельные крысы бывают серые, наши европейские, они же пасюки и чёрные, завезённые когда-то из Юго-Восточной Азии, Цейлона и тому подобных мест. На земле бывает, они уживаются, деля ареалы, но на корабле кормовая база ограничена и обычно соперник выживается, всё зависит от того, кто более многочислен.

Жрут они в том числе и некоторые виды изоляции кабелей. Как-то, пригнав в Севастополь очередной новый катер для поставки арабским заказчикам, мы ждали отправления, команда жила в казармах, никакой еды на обесточенном запертом катере не было. Тем не менее предприимчивая крыса решила проверить, так ли это. По утрам я приходил на катер проверить, всё ли в порядке. Включаю автомат на щите питания с берега, чтобы заработало освещение и спускаюсь в машину.

В кормовом машинном отделении почуял какой-то гнусный запах, смесь горелого мяса и шерсти. Ходил-ходил, вынюхивал и понял, что смердит из главного распределительного щита №2. Вскрыл его — так и есть, между оголёнными токоведущими шинами сети 380 вольт зажат обугленный трупик. Она как раз шла по ним, когда я включил автомат. Снял питание и долго при свете переноски на 24 вольта удалял останки. Тьфу, зараза!

А на катере в Черноморском, где тоже довелось послужить, жили в кубриках, работал камбуз и молодой котик Васька периодически приволакивал в кают-компанию крысят для своих жестоких игр. Хотя известны легенды, что взрослые крысы оставляли от самых боевых котов жалкие останки. Коллектив — страшная сила.

Травить их на кораблях неразумно, перед смертью они забиваются в труднодоступные места и отравляют атмосферу смрадом разложения. Хотя сейчас, слыхал, есть химикаты, которые наоборот, побуждают их перед гибелью выбираться на открытые пространства.

В старые же времена с ними боролись всякими ловушками и особо удачливые ловцы поощрялись отпуском. Предъявил, скажем, сто хвостов или какая там норма была — можешь съездить домой. Один старый мичман рассказывал, как матросы подвесили под иллюминатором старпома брезент. Кандидат на отпуск приносил необходимое число хвостов, старпом после визуального подсчёта приказывал выбросить их в иллюминатор. Матросик аккуратно отправлял их в улавливатель и очередной претендент, добавив для правдоподобия энное количество, тащил их предъявлять довольному начальнику по второму кругу.
Не помню, как афера вскрылась, но вечно это продолжаться не могло:)

Ходили также страшные рассказы о „крысиных волках“, когда в железную бочку кидали несколько крыс и не кормили. В итоге выживал один, свирепейший каннибал, и ничем другим, кроме собратьев, после того, как его выпускали, он питаться не желал. В итоге крысы в ужасе покидали корабль. Однако при обсуждении этой темы достаточно много было высказано сомнений в результативности такого мероприятия, ибо крысы размножаются быстрее, чем даже несколько „волков“ могли бы их поедать.

Предчувствуют ли крысы гибель корабля? В Йемене я был свидетелем, как со старого тральщика, назначенного быть мишенью во время ракетных стрельб, крысы среди бела дня массово бежали по трапу и швартовым концам, не обращая внимание на людей. Но там производился демонтаж кое-какого оборудования, выносили кое-что из жилых помещений. Как крысы связали это с предстоящим потоплением тральщика, остаётся загадкой.

А вот за 13 лет работы на гражданских судах я крыс не встречал. Хотя на причалах замечал неоднократно. Возили мы уголь, металлолом и зерно. На угольных причалах и в грудах металлолома крысам делать нечего, а на элеваторах жрачки столько, что нет смысла в поисках её лезть на судно.

Автор -Места, не столь отдаленные

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Я окончил курсы матроса в Мурманске пять лет назад, а пошел в море, потому что устал от постоянной нехватки денег. Я работал в охране одного ресторана.
Штормовые будни яхтсмена
"...В жопу всю эту романтику. Нас размазывает по Атлантике, как мотыльков по лобовому стеклу мчащейся машины. Мы обессилено вгрыземся в лавировку, и это напоминает подъем по вертикальной скале. Метр в минуту. Ветром с волны срывает всю морось, и мы мокрые хоть дождя и нет.
Как появились мокасины-топсайдеры
Яхтенная обувь – топсайдерыКаждый человек, увлеченный яхтингом, особое внимание уделяет специальной экипировке, без которой ему будет сложно обойтись во время походов под парусом. Не последнее место в списке необходимых вещей занимает обувь.
Преступность в Антарктиде: как нарушают закон на самом незаселённом континенте Земли
В Антарктике очень мало людей, но даже среди полярников находятся преступники. Кто и как живёт в Антарктиде и какие законы там действуют Антарктида — это уникальный континент, покрывающий около 20% Южного полушария Земли.
На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываю, что случилось с предыдущим и условия работы.
Маяк Толбухин, фото автора Привет, дорогой мой читатель!Летом ваш покорный слуга ходил на лодке к одному, не побоюсь этого слова, известнейшему маяку под названием Толбухин.
Легенды советского пассажирского Флота. Теплоход "Александр Пушкин".
Сначала небольшой экскурс в славное прошлое советского пассажирского флота. Сегодня речь пойдет о знаменитом теплоходе «Александр Пушкин». Которому, кстати, проигрывали в конкуренции за пассажиров крупнейшие мировые круизные компании.
MARCO POLO. Вторая жизнь круизного лайнера «Александр Пушкин».
Новая жизнь советского пассажирского лайнера «Александр Пушкин» началась после покупки его западной круизной компанией. Советский пассажирский лайнер "Александр Пушкин" Уже под новым именем «Marco Polo» легендарный лайнер продолжил круизную традицию.
Как уйти в первый рейс и вернуться живым и здоровым, без долгов и с деньгами?
Фото из личного архива Сразу позвольте дать первый совет.Совет №1: Если Вам нужны только рекомендации по данному вопросу, можно перейти в окончание статьи. И потом прочитать её полностью.
Яхты, которые мне нравятся. Mulder Favorite
Верфь Mulder была основана в 1938 году в Нидерландах Дирком Малдером страшим.Она строила и строит моторные яхты в классическом голландском стиле из стали и алюминия. Мне интересна именно серия Favorite, в которой на данный момент имеются 2 модели: 1500 и 1700.
По дурацким законам мы должны тебя предупредить, что используем файлы cookie.